Основные периоды создания исторических песен. Периоды создания русских исторических песен. Основные циклы исторических песен

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ (русские) - жанр народнопоэтич. творчества, возникший в период борьбы с тат. игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший осн. историч. жанром в 16 в. От былин И. п. отличаются тем, что основой их сюжетов всюду служат действительные события, важные для эпохи социальные и внешнеполитич. конфликты. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2-й пол. 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Проблематика их - укрепление единства гос-ва, борьба с внешними врагами и с боярами. Выделяются казацкие И. п. (о Ермаке, «Казаки перед Грозным»), в к-рых говорится о справедливом устройстве об-ва («круг» вольных казаков) и об отношении казаков к царю и боярам.

И. п. нач. 17 в. (об отравлении Скопина, первом Самозванце и др.) выражают тревогу за судьбу Родины, ненависть к интервентам и их пособникам. Тема защиты Родины преобладает в песнях сер. 17 в. о борьбе за Смоленск («Земский собор», «Милославский»). И. п. развиваются у казаков; их осн. тема - защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисл. песни рисуют этапы и перипетии восстания Степана Разина: начало восстания (призыв Разиным голытьбы, морской поход), высший его подъем (песни о разинцах на Волге и о казни астраханского воеводы) и разгром (песни о смерти Разина и участи его соратников). С Разиным, ставшим типическим образом предводителя нар. антифеод. борьбы, связаны и некоторые лирич. сюжеты. Самый распространенный из них - о «Сынке Степана Разина» - выразил веру народа в грядущую победу.

В И. п. конца 17 - нач. 18 вв. отражены эпизоды Северной войны (песни о взятии Шлиссельбурга, Риги, о Полтаве и др.) и социальные движения - стрелецкий бунт, восстание Булавина (песни об Игнате Некрасове). Появляются сатирич. И. п., обличающие высших сановников (о князе Гагарине, Меньшикове и др.). В ряде песен изображены Петр I и солдаты, к-рые с нач. 18 в. становятся осн. создателями и хранителями военных И. п. В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (напр., в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»), образ царя снижается. Создаются резко обличит. песни об Аракчееве и др. Последний крупный цикл И. п. - об Отечеств. войне 1812. В 19 в. И. п. мельчают, утрачивают прежнее значение.

Гл. черты поэтики и манеры исполнения И. п. - лаконизм (обычно один эпизод с краткой или более развернутой экспозицией), драматизм, простота языка. Изобразит. средства во многом общие для рус. фольклора, но есть и специфические (военная и политич. терминология, особые эпитеты и т. п.). В песнях 16 - нач. 17 вв. встречаются приемы и образность былин, в дальнейшем И. п. сближаются с лирическими. В 19 в. они становятся близки песням лит. происхождения. В процессе развития И. п. сложились их областные типы, среди к-рых особенно выделяются сев. песни (преим. 16 - нач. 17 вв.), по стилю приближающиеся к былинам, и казацкие, отличающиеся тематикой и бо́льшим лиризмом. И. п. дольше сохранялись на Севере, у казаков и в Среднем Поволжье, где скрещивались разные областные традиции.

АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ПЕСНИ

Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:

…Сослал нам, боже, прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

Ужели он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем,

Царем Дмитрием Ивановичем Углецким.

Самозванец обвиняется главным образом в попрании русских национальных обычаев, в нарушении религиозных запретов. Как и в песне о Кострюке, одним из основных эпизодов здесь является эпизод женитьбы русского царя на невесте-иноземке, в данном случае - Лжедмитрия на Марине Мнишек. Но если Грозный в песне о Кострюке заодно с народом радуется - посрамлению чужеземца, то Отрепьев, напротив, все делает в угоду Марине и полякам, которые, как и он сам, ведут себя в Москве подчеркнуто вызывающе, позволяют себе надругательство над русскими обычаями. Ненависть народа к враждебным Руси силам, к интервентам проявляется и в изображении Марины Мнишек, которая наделена в песне чертами чародейки, злой колдуньи. Была распространена даже легенда, что после убийства Самозванца Марина обернулась сорокой и улетела из Москвы. В конце песни взбунтовавшиеся стрельцы свергают Отрепьева и предают его смерти.

Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.

События, изображенные в песне о Лжедмитрии, предстают в виде ряда хронологически последовательных действий и эпизодов, главными из которых являются женитьба и кощунственное поведение Самозванца и Марины. Установка на подлинность, на хроникальность приводит к сюжетной неорганизованности песни, к тому, что все эпизоды и события слабо связаны между собой, не обнаруживают внутреннего единства. Певцы стремятся запечатлеть в песне как можно больше реальных фактов, отразить все политические и морально-этические обвинения в адрес Самозванца. И от этого песня проигрывает в композиционном плане, в стройности построения, выигрывая в то же время в публицистичности, в изображении острых политических конфликтов и коллизий. Такая остановка на хроникальность, на охват все большего и большего количества фактов и событий в одном произведении является новым качеством исторической песни, качеством, которое не раз проявится в дальнейшем развитии жанра.

16 век. Цикл песен об Иване Грозном (о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.) + циклпесен о Ермаке Тимофеевиче («Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу», «Ермак в казачьем кругу»). уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла.

17 век. Исторические песни откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни о Степане Разине являются самым крупным циклом 2й пол. XVII века. В песнях этого цикла поэтич. сторона изображ-я заметно преоблад- над конкретностью политич. проблематики. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способст-л тому, что в русс. историч. песне лирич.начало получило значит. развитие и стало равнодействующим с повествоват-м. Построянн. эпитеты, рисующие образ Разина, тождеств.эпитетам, применямым и к обрисовке безымянных разбойников, они подчерк-т нар.любовь к «ясным соколам». В этом цикле песен активно использ-ся прием олицетв-я, природа – активн.участник событий: «помутился славный тихий Дон». Песни 17 века находятся под б. влиянием лирич. песенной поэзии, в них рассказ-ся об одном эпизоде, но повествуется эмоционально.

18 век. Цикл песен о петровском времени. В песнях нач.18 века появл-ся новый герой – солдат, а жанр пополн-ся солдатской историч. песней. Суворов, его жизнь и деят-ть дали фактич. материал для создания образа нар.героя. Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинск. циклу, хотя нек. сюжеты перераб-ся, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, нар.поэтич. сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года. О Платове, о Кутузове. Характ-й особ-ю более поздн. песен, в т.ч. песен о войне 1812 года, является использ-е отдельн. формул, строк, целых эпизодов и даже готовых военно-историч.песен о прошлых войнах. Солдатские историч. песни по размеру стан-ся короче, их напев приближ-ся к походному, маршевому, использ-ся военная лексика, они приоб-т музык.-ритмич. формы. Можно отметить в песнях XIX века и влияние лит. поэзии, что подтверждает мысль о том, что нар.поэзия в эту эпоху искала новых форм поэтич.выражения.

Во 2й пол.XIX века окончат-но прекращается создание новых циклов устных историч. песен.

ИЗУЧЕНИЕ историч. песен началось сравнительно поздно, что связано с тем, что жанр не отгранич-ся от былин. Первым отделил историч. песни от былин Белинский, в статьях о нар. поэзии он употр. термин «историч. песни». Белинский дал оценку известных ему песен, гл.образом из сб.Кирши Данилова. Особенно плодотв. было изуч-е историч.песен в конце XIX – начале ХХ в., когда они привлекли внимание таких иссл-й, как Веселовский, Миллер, Буслаев и др. В ХХ веке продолж-ся публикация и изуч-е историч.песен, осн.внимание – историч.песням, в к-х отразилась борьба нар.масс за свое освобождение.

Исторические песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображающие события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни. Исторические песни – художественные произведения, поэтому факты истории присутствуют в них в поэтически преображенном виде, хотя исторические песни стремятся к воспроизведению конкретных событий, к сохранению в них точной памяти. Как эпические произведения многие исторические песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качественно новой ступенью в развитии народной поэзии. События передаются в них с большей исторической точностью, чем в былинах.

Первые записи исторических песен относятся к XVII веку, произведения этого жанра встречаются также в печатных и рукописных сборниках XVIII и XIX веков, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в настоящее время исследователи полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике исторические песни долго не выделялись в отдельный жанр, их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

РАННИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Как жанр исторические песни сформировались в эпоху Московской Руси, но первые тенденции к созданию новых песен – проявились хронологически раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольшой группы песен, связанных своим содержанием с героическим подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл по классификации Б.Н.Путилова). Эти песни характеризуются поисками новых путей исторического песенного повествования – отражением в произведениях исторической конкретности или использования исторической темы для создания обобщенного патриотического образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развивается быстро, нет стремления к замедлению повествования, не используются приемы, способствующие ретардации.

Исторические песни – повествование о прошлом, но они складывались обычно вскоре после описываемых событий. В исторических песнях может присутствовать вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувеличение, но почти нет гиперболизации. В исторических песнях достоверно раскрывается психология, переживания, мотивы поступков персонажей – их внутренний мир.

В древних исторических песнях главное – изображение народной силы, не сломленной нашествием врагов. Один из героев этого цикла Евпатий Коловрат, охваченный гневом и скорбью при виде разоренной Рязани, устремляется вслед за татарами, вступает с ними в неравную борьбу, одолевает в поединке татарского богатыря. И хотя Евпатий погибает, но в описании его подвига звучит тема непобедимости русского народа. Близость этой песни к былине усиливается благодаря тому, что битва в ней рисуется в первую очередь как столкновение одного героя с полчищами врагов. Хотя Евпатия в походе сопровождает дружина, но воинов в действии мы не видим. Кульминация песни – поединок Евпатия с татарским богатырем Хостоврумом решена в былинных традициях, но финал песни далек от оптимистического. Татары, хотя и несут немалые потери, но не терпят полного поражения, не бегут с русской земли, а Евпатий, выступивший против них, гибнет. Здесь налицо разрыв с эпическими традициями, с идеями непобедимости русского богатыря, отход от эпической идеализации истории. В песне о Евпатии время действия не эпическое, а историческое, но сюжет строится на основе художественного вымысла. Эта песня принадлежит к произведениям переходного типа, она еще тесно связана с эпическими традициями.

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII - до начала XVIII века, песни XVIII - начала XIX века и песни более позднего времени - после Отечественной войны 1812 года.

Темы и герои. XVI век

В исторических песнях XVI века не только отразилась идея единства Русской земли, но и нашло воплощение народное представление о личности царя. Большой цикл песен посвящен времени правления Ивана Грозного. Наиболее яркой песней этого цикла является «Взятие Казанского царства». Её герой не богатырь. а рядовой воин, пушкарь, который твёрдо верит в победу и не боится предстать перед царём и сказать правдивые слова.

    Ты великий, сударь-князь Московский!
    Не вели ты нас, канонеров 1 , казнити:
    Что на ветре свеча горит скорее,
    А в земле-то свеча идёт тишее.

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного - сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

    Иван Грозный молится по сыне

    Эх да собирается наш православный царь
    Да он к заутрене,
    Ко тому ли свету, свету-светику
    Ивану Великому 2 .
    Эх да как становится наш православный царь
    У правого клироса.
    Эх да уж как молится наш православный царь,
    Да он низко кланяется.
    Эх да как позадь-то его все бояре-князья
    Они остановилися,
    Как промеж-то себя ухмыльнулися,
    Князья ухмыльнулися.
    Эх да уж как гневно на них православный царь
    Да он оглядается:
    «И чему-то, чему вы, бояре-князья,
    Чему больно радостны?
    Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете
    Горя-то великого?
    Знать, не ведома-то вам кручинушка
    Безысходна царская!
    Эх да как угасла-то свеча местная,
    Закатилась-то звезда,
    Поднебесна моя светла звёздонька -
    Не стало млад царевича».

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

    А теперича, надежа православный царь,
    Приношу тебе буйну головушку,
    И с буйной головушкой царство Сибирское!

Ермак в исторических песнях - народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке - таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

Темы и герои. XVII век. Песня-плач

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606-1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» (Ксения - дочь Бориса Годунова), в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события:

    Сплачетца мала птичка,
    белая пелепёлка:
    «Охти мне, молоды, горевати!
    Хотят сирой дуб зажигати,
    моё гнёздышко разорити,
    мои малый дети побита,
    меня, пелепёлку, поимати».
    Сплачетца на Москве Царевна:
    «Охти мне, молоды, горевати,
    что едет к Москве изменник,
    ино Гриша Отрепьев Рострига,
    что хочет меня полонити,
    а полонив меня, хочет постритчи,
    черненский чин положити! 3
    Ино мне постритчися не хочет,
    черненского чину не здержати:
    отворити будет темна келья,
    на добрых молотцов посмотрити.
    Ино, ох милый наши переходы! 4
    а кому будет по вас ходити
    после царского нашего житья
    и после Бориса Годунова?
    Ах, милый наши теремы!
    а кому будет в вас да седети
    после царского нашего жития
    и после Бориса Годунова?»

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619-1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы -- защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII - начало XVIII века

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII - до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

    Пуль-пороху, други, не теряйте!
    Ваши пушечки меня не возьмут,
    Мелки ружьицы не хлопнут.
    Никово я, Стенька Разин, не боюся,
    Никово я, братцы, не страшуся...

Разин обращается к солдатам не как к врагам, называет их «другами», «братцами». Здесь не столько фольклорная традиция обращения к солдатам, сколько понимание создателей песни, что солдаты выполняют не свою волю.

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты - свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

Солдатские песни. XVIII-XIX века

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

«Истории живые голоса»

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

Исследователь исторической песни Л.И. Емельянов писал: «Мы часто говорим, что народная историческая песня - это ключ к пониманию истории. Это, конечно, так. Но не в том (вернее, не только в том) смысле, что она сохранила многие сведения, факты, подробности, не отражённые письменными источниками. По историческим песням, как и по былинам, историю изучать затруднительно. Зато в этих песнях отражено, воплощено нечто такое, чего не могут заменить никакие, пусть самые подробные исторические описания. В песнях живёт само время, их породившее, реальный, живой человек, современник Ивана Грозного и Петра I, Степана Разина и Суворова, человек эпохи Смутного времени и 1812 года, Азовских походов и крестьянских войн. События, факты, подробности, рассыпанные там и тут в песнях, быть может, мало скажут нашей памяти, нашему знанию, но человек, их современник и их автор, его мировосприятие, его кругозор, строй его мыслей и чувствований - всё это, воплощённое в песне с удивительной художественной силой, властно перенесёт нас в его время, в его жизнь и скажет нам о многом, о бесконечно многом. Такова тайна народной исторической песни».

Вопросы и задания

  1. В чём самое главное отличие исторической песни от летописи?
  2. Если историческая песня - не документальное воспроизведение фактов, то что она, в чём сё значение?
  3. Повторите определение термина «конфликт» в литературном произведении. На чём строится конфликт в исторических песнях?
  4. Определите отличие исторической песни от былины.
  5. В какое время начали записывать и научно обрабатывать исторические песни? Расскажите о первых учёных-фольклористах.
  6. Назовите основные периоды создания исторических песен. Чем характеризуется каждый период и в чём особенность песен, созданных в разные эпохи?
  7. Назовите известные вам жанры народной песни.

1 Канонёр (канонир) - пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий - кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

3 ...Постритчи, черненский чин положити - постричь и монахини.

4 Переходы - галереи, крытые сени по бокам дома.

    Первобытная эпоха 1,5 млн. - IV - III т.д. до. н.э. (общинно-родовое, родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству, коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства.

    История Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV - III т.п. до. н.э.) времени раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства. Античность (I т.л. до н.э. - начало н.э.), подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

    Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.

Первый период этой эпохи (V - XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

Второй период (середина XI - конец Х V в.) - это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

Третий период (XVI - середина XVII в.) связан с началом разложения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Новое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа духовной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.

4. Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации - также подразделяется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-х гг.). Не меньшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Нового времени наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национального интереса.

Третий период Нового времени наступает в конце XIX - начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Наступает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914-1918 гг. и связанные с него потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

5. В рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это - раннее Новейшее время. Острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929-1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939-1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибелью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце XX века.

В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интеграционные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества дают о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории" в точном и последнем смысле – сознание людей".

Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное – деятельность сторических личностей.

Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Тибор. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России:

1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.

3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию "аналитического разума", к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин - в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории "историческое время". В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.

С понятием "историческое время" неразрывно связана периодизация – как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки – гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего - упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк Альфред Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).

Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе "голые факты" как говорят "фрагменты действительности" могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение - интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки едет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и "последней главы" истории.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

"История - писал в свое время русский историк Сергей Федорович Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества".

Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.